29 декабря 2011 г.

Гималаи. Часть 2. Занскар

В 3 часа ночи мы ехали на велосипедах по ночному Ле в сторону бас-стенда (Bus Stand), автовокзала, чтобы погрузиться в автобус, идущий в королевство Занскар (Zanskar), в столицу Занскара Падум (Padum).
Забыла сказать, что в Ле у нас не работали сотовые телефоны, ладно мой tele2, но не работал даже Мегафон! Вообще довольно странно для такого популярного места у туристов. Мы были 2 раза в Индии и телефоны работали всегда и везде, но не здесь.

Так вот мы собрались в королевство Занскар, около 500 км, причем 250 км в недра королевства, откуда можно выехать только проехав 250 км обратно. И там не было ни только телефонов, но и электричества, и очень мало населенки, и практически нет лавок и магазинов.
Поэтому наш автобус внутри был  наполовину  заполнен каким то барахлом, которое местные везли к себе домой в Занскар,  вся крыша была завалена чем то очень объемным. Зимой долина Занскар недоступна, единственная дорога завалена снегом до весны, понятно почему в автобусе было вещей больше, чем людей, едущих в нем. С трудом нашли местечко для велосипедов на крыше.
Контингент был очень разношерстным, несколько занскарцев, монах, и несколько инотуристов. Женщин было две - я и пожилая занскарка.
Как только начало светать мы тут же прильнули к окнам смотреть на красоту, окружающую нас. Часть пути мы и так планировали проехать на автобусе, ее мы проехали в темноте, часть мы собирались проехать на велосипеде, потом в деревне найти проводника и лошадей и отправиться в пешку через 4300 м перевал, чтобы попасть сразу в Занскар. Треккинг должен был занять 3 дня (40 км). Сейчас мы проезжали деревушку из пары домов, где мы должны были искать проводника... Все говорило о том. что это было практически невозможно, или на это ушло слишком много времени. Впоследствии я поговорила с нашими спутниками, пожилыми туристами, один американец, второй индус, которые тоже собирались там пройти, но им не повезло с погодой, местные предложили им ждать несколько дней и они решили поехать туда на автобусе. Так уж вышло, что несколько человек, которые собирались попасть в Занскар через горы, ехали туда на автобусе. Вот такая селяви.
Мы решили, что сыкономив пару дней мы сможем заехать подальше в Занскар и имея в запасе время неторопливо передвигаться обратно на велосипедах.
Ночевали в Каргиле, своеобразная граница между мусульманским Кашмиром (Kashmir) и буддистским  Ладакхом (Ladakh). Каргил похож на обычные индийские города, жарко, много запахов, много машин и людей, много лавок и дхабов. Но мы уже привыкли к тишине и спокойствию, прохладе Ле. Каргил сначала очень не понравился, да еще и ночлег искали долго и за немалые деньги с трудом нашли себе комнату.
Про цены. В Ле мы жили в маленькой, но чистой и уютной комнатке, с окнами в яблоневый сад, с горячим душем за 300 рупий. В Каргиле мы с трудом нашли комнатку такого же размера, не очень чистую, с холодной водой, без душа, с видом на свалку за 400. А мы не лопушки-новички, мы торговались! В других поездках в Индию мы жили в гестах по 100-200-300 рупий. За 500 мы жили в Ришикеше в шикарном двухкомнатном номере с балконом, гостиница была для индусов, а номер за те же 500 рупий в маленьком гесте для иностранцев ничем не отличался от дешевых.
В Каргиле мы долго искали что бы и где бы поесть и в результате мы впервые за все наши поездки в Индию если мясо! Баранину. Там кроме баранины практически больше ничего не было. Еда тоже дорогая, на двоих получилось 300 рупий.
В 3 утра следующего дня мы опять грузились в автобус. Количество иностранцев уменьшилось. Несколько часов  в темноте, слышала только, что мы ехали задевая ветки деревьев, растущих вдоль дороги. Это было очень непривычно. Рассвело. И тут началась сказка. Такие виды в окнах. Я сидела не рядом с окном и мне не удалось пофотографировать, я утешала себя только тем, что совсем скоро мы будем тут проезжать уже неторопливо и фотографировать и впитывать в себя это чудо.
Автобус ужасно трясло, трясло уже второй день, из нас вытрясло уже почти все, спать было невозможно, как мешок с костями, главное чтобы косточки в этом мешке не перемешались. Эта тряска так измотала нас, что как бы нам не хотелось доехать до Падума (Padum), столицы Занскара,  до конечного пункта назначения автобуса, мы решились выйти раньше. Не доехали километров 50-60. Это еще 2-3 часа тряски. Выходя из автобуса посреди чистого поля, сразу за перевалом Пенси Ла (Pensi La), мы полностью ощутили нашу независимость от всего и вся, просто потому что у нас был транспорт, дом и еда с собой. Все пассажиры высыпали из автобуса, радуясь любой возможности выйти из этой трясучки. Провожали всем миром. Потом, через несколько дней мы видели водил, которые ехали обратно, отдохнув дома пару дней.
Обидно, конечно, было упустить такой шанс доехать до Падума, но зато теперь будет возможность попутешествовать там еще раз, например, пешком. Есть много маршрутов дней на 10 через горы в Ле.
На следующий день мы пошли гулять по леднику. Первый ледник в моей жизни. Дранг Друнг самый крупный ледник в Ладаке, к нему можно подойти совсем близко и даже немного погулять по нему.
Внешне он грязный, покрыт мелкими камушками, но в глубоких расщелинах виднеется голубой лед.
Чем солнце выше, тем теплее, по леднику начинают течь маленькие ручейки, он тает прямо у нас на глазах. А если вспомнить, что  ледник движется, пусть очень медленно, то становиться немного не по себе, когда стоишь на нем.
Когда я рванула вверх по леднику, было очень интересно, что нас ждет впереди и насколько далеко можно по нему подняться, Миша, находясь метрах в 100 от меня, нас разделяла огромная глубокая трещина, решил провести инструктаж по технике безопасности на леднике. Слышно было не очень хорошо, но я смогла понять, что ходить по леднику надо в связке, в кошках и очень осторожно. Эта инфа, конечно, была очень ко времени и к месту.
Мы пошли гулять на ледник с пачкой печенья и бутылкой воды в пакетиках. Расслабленно и совершенно не думая о безопасности. Понятно, что далеко нам уйти не удалось, начались поперечные трещины, сильный уклон, которые без веревок и в обычных кроссовках было уже не пройти, да и дальше ехать надо.
Следующая ночевка нас ждала на перевале Пенси Ла, где еще в автобусе мы присмотрели милое место на озере, на самом перевале.
Мы были на высоте 4400 м, мириады звезд светили нам с черного неба, совсем близко. А утром довольно быстро появилось солнце и ледок по берегам озера начал таять. Вокруг открывались такие красивые виды, что не хотелось уезжать.
Миша решил попробовать еще раз починить свой задний тормоз. Я была рада этой короткой передышке, когда еще я буду в таком красивом месте в такую шикарную погоду просто ничего не делать?! Тормоз не захотел чиниться и мы покатили дальше.
За перевалом нас ждал чек-пост и какая-то еда. А еще монастырь. Наши запасы магги и печенья подходили к концу и мы уже начали мечтать об омлете и рисе с далом.
Но до чек-поста мы не доехали, так как решили заночевать в монастыре. Тем более, что монахи сами нам это предложили. Кроме того, военные, которые базировались у подножия холма с монастырем, обещали нас покормить ужином. И, как потом выяснилось, совершенно бесплатно. Военные запретили нам фотить детишек, которых грузили в грузовики, чтобы развести их по ближайшим деревням после уроков. Потому что грузовики были военными. Но напоили нас чаем с печеньками и разрешили посетить монастырь и музей в нем, после того как записали наши данные в свой толстый "талмуд".
В монастыре 5-6 буддистских монахов трудились над очень красивой мандалой. Я тогда еще не знала, что это такое. Отсыпали ее разноцветным песком, из специальных трубочек легким постукиванием, так чтобы оттуда высыпалась тонкая струйка. Узор был очень сложный и работа обычно занимает несколько дней.
Монахи были настолько увлечены своей работой, что позволили Мише фотить со вспышкой и  гулять где нам вздумается по храму. Мне было ужасно интересно, как они будут закреплять это произведение искусства, но объяснения монахов никак не укладывались у меня в голову. Это сейчас  знаю, что мандала разрушается. А тогда мне очень хотелось ее сохранить, например, можно было ее запечь в печке, получилось бы очень красиво.
Мы сделали пожертвования монастырю, 50 рупий кажется. Очень мало. За это нас отвели на кухню, угостили тибетским чаем, который больше похож на бульон, солоноватый и со сливочным маслом и еще накормили цампой, ячменная мука грубого помола, смешанная с топленным маслом яков. А другой еды у них не было, поэтому нам очень повезло, что у монастыря стояла военная часть. выделили нам комнатку с матрасами, куда мы и стащили наши пожитки, после обильного ужина у военных.
Индийская армия - это наше все! В небольшую комнатку пришли все, человек 15, и внимательно смотрели, как мы справляемся с едой. В процессе они с удовольствием отвечали на мои вопросы. Выяснилось, что местных там не было вообще, все из разных штатов Индии, и буддистов ни одного! Нелегко им там, в этом холоде, в практически пустынной местности служить.
Очень надеялись, что в монастыре будет возможность подзарядить аккумы, не вышло, их генератора не хватало на зарядку.  Там же у меня в первый раз спустило колесо. С тех пор мне приходилось постоянно его подкачивать или, хуже того, менять камеры. Утром собрались, без завтрака, покатили на чек-пост. Там нас ждал омлет, Миша учил местных поваров делать глазунью, что-то получилось. Про электричество наши надежды не оправдались, мало того, мы узнали, что возможность зарядиться будет только в Каргиле, а до него еще пару дней ехать.
Этот чек-пост и деревушка рядом  с ним, то ли Рангдум, то ли Зулидок, были последними буддистскими поселениями. Далее нас ждали мусульмане. Со всеми их плюсами и минусами.

Вечерело, нужно было искать место для ночлега, очень хотелось электричества и мы решили поискать гестхауз или попроситься в дом. Въехали в деревушку, много столбов, проводов, а  электричества нет. Пока расспрашивали местных жителей "пообщались" с кучкой детей, агрессивно настроенных. Потом это будет визитной карточкой мусульманских деревень. Отъехали на безопасное расстояние и поставили палатку на чьем-то пастбище у реки.
Географически королевство Занскар закончилось после перевала, началась долина реки Суру, которая ведет к Каргилу. Дороги у них там очень плохие, часто грузовики едут просто по долине пересохшей реки с пересекающими ее ручьями, там не так трясет, как на дороге, которая огибает долину. Кое где дорогу завалило и была наезжена новая, прямо по камням.
Но постепенно горы становились пониже, дорога получше, больше населенки, мы все ближе подъезжали в Каргилу, и таким образом въезжали в Кашмир, о котором в следующей части нашего отчета.

Мишины фотки тут http://photo.qip.ru/users/muravjov/96625558/
мои, пока еще без комментов, тут https://picasaweb.google.com/111560016393544088802/CBqQiK

Комментариев нет:

Отправить комментарий